Официальный
представитель в России
Мой город
г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, 15

История

Народный промысел Гжель уже много веков интересует почитателей декоративно-прикладного искусства своими произведениями художественной керамики. Гжельский промысел прошел за свою историю развития - блестящий путь - от гончарства к майолике, от полуфаянса к фаянсу, достигнув наивысшей точки развития в производстве фарфора. Совершенные и самобытные по красоте, образно-эмоциональной выразительности гжельские произведения искусства, выполненные современными художниками-керамистами, сохраняют и продолжают традиции мастерства народных умельцев прошлых времен, заслуженно востребованные в настоящее время. Наблюдаемую тенденцию устойчивости в развитии гжельского промысла можно объяснить бережным отношением народных мастеров к культурно-историческим традициям мастерства изготовления уникальных фарфоровых ансамблей, керамической посуды и декоративных изделий, профессиональным секретам мастеров, представителей древний родовых династий керамического производства.

Предприятие ООО «Гжельская мануфактура» было открыто в октябре 2016 года на промплощадке Дулевского фарфора.

Предприятие продолжает и развивает традиции производства художественного фарфора с подглазурной росписью кобальтовой краской в традициях и художественно-стилевых особенностях гжельского промысла, родоначальником которого был Яков Васильевич Кузнецов-отец знаменитого фарфорозаводчика Терентия Яковлевича Кузнецова, основавшего Дулевский фарфоровый завод в 1832 году. Принимая во внимание гжельский промысел, как историческую составляющую и одну из основ развития и формирования династии Кузнецовых, решено было организовать производство фарфора в традициях гжельского народного художественного промысла на предприятии Дулевский фарфор.

Статья2

Сейчас, как много лет назад гжельские изделия в полной мере востребованы. Богата история Гжельского народного промысла не только событиями, связанными с формированием одними из первых в России керамических производств, но и с популяризацией художественных изделий из керамики в бытовых условиях, в масштабах страны. Изделия отражают в своих формах народные, мифологические и природные художественные образы, тем самым вносят в предметную среду потребителя эстетическое начало, соединяя человеческий быт и гармоническую целостность.
История гжельского фарфора уходит в те далёкие времена, когда в XVII веке стали вывозить здешние отличные глины для производства различной посуды. Возили глину и в Москву, здесь делали из неё особую "алхимическую" посуду для царской аптеки. В то время гжельские гончары умели изготавливать отличную черепицу, кирпич, различную гончарную посуду. Вся эта продукция легко находила себе покупателей, и главный центр сбыта продукции находился рядом в Москве, что способствовало развитию промысла. Земля в Гжели были богаты глинами и то, что кругом были леса и дров для обжига гончарных изделий было сколько угодно. Гончары жили лучше остальных местных жителей, которые занимались только сельским хозяйством, поскольку земли в здешних местах были бедные, неплодородные.
Во второй половине XVIII века московский купец Афанасий Гребенщиков построил один из первых русских керамических заводов, где делали разнообразную посуду из майолики. Глину для производства привозили из Гжели, там же нанимал рабочих, потому что всем было известно, какие они отличные гончары. Гжельские мастера тоже многому научились, пока работали у Гребенщикова. Свои знания и опыт они принесли обратно в Гжель. Скоро многие гжельские гончарные мастерские, мелкие заводики развернули майоликовое производство. И уже в эти годы начал складываться тот национальный характер русской керамики, с которым мы можем познакомиться в лучших работах современных мастеров этого промысла. Победа над французами способствовала развитию промысла. Гончарные изделия украшались фигурками военных, было создано большое количество жанровых сценок мелкой пластики на военную тему. Национальный подъем, вызванный Отечественной войной 1812 года, а с другой – разорение французами многих керамических предприятий также спо¬собствовали развитию этой отрасли производства. [9, 10]
Так же гжельские майоликовые изделия украшались разноцветной росписью. Очень часто в основе росписи был растительный цветочный орнамент, обрамленный геометрическим узором. Нередко на изделиях делали надписи, ставили даты, изображали сказочные пейзажи, птиц, животных.
К концу XVIII века майоликовое производство в Гжели начинает угасать. В моде стал фаворитом английский фаянс с печатным рисунком, который стоил сравнительно недорого и гжельские фабрики переориентировались на производство фаянса, и полуфаянса. XIX века ознаменовался выделкой полуфаянса с характерной синей кобальтовой росписью по белому фону. Можно сказать, что тогда и зародился Гжельский стиль. Эволюция керамики не стояла на месте и развитие технологий, освоение новых залежей глин, умение и стремление подражать западно-европейским и китайским образцам способствовало открытию рецептов тонкого полуфаянса и впоследствии фарфора.
Нельзя не отметить, что в жизни России XIX века ог¬ромную роль играли трактиры. Только в Москве 1840-х годов их насчитывалось более трехсот . Эти заведения нуж¬дались в большом количестве столовой и чайной посуды. Гжель как раз и явилась одним из главных поставщиков трактирной посуды.
В 1918 г. были национали¬зированы все сохранившиеся в Гжели к началу века предприя¬тия по керамике.
Трудно возрождалась кера¬мическая промышленность. К 1925 г. в Гжели работали 6 государственных заводов и более 30 частных мел¬ких фарфоро-гончарных ма¬стерских. В период НЭПа бывшие гжельские заводчики стали арен-довать принадлежавшие им ра¬нее заведения и использовать наемный труд. Люди шли на все, так как работы не хватало, надо было кормить семьи. В большинстве своем мелкие предприниматели выпускали антихудожест¬венную продукцию из слабо обожженной глины, с холодной росписью: глиняные игрушки, копилки, кошечек с бантиками, зайцев с морковками и прочее.
В конце 1920 — начале 1930-х годов начали возникать артели по выпуску художественной керамики, в том числе «Художественная керамика», выпускавшую художественный фарфор.
Артель «Художественная керамика» имела ряд преимуществ: квалифицированные кадры потомственных мастеров, четкую организационную структуру, опытных руководителей. Деятельность артели постепенно расширя¬лась, росли объемы производства, ассортимент, повышались квалификация и мастерство. Но художественная сторона изделий долгое время оставалась на низком уровне.
До войны артель выпускала вазочки, бокалы, кружки, скульптуру, во многом подражая старым представлениям. Изделия оформлялись нисходящим крытьем голубых, зеленых, розовых тонов окисью металлов. В скульптуре преобладали натуралистически выполнен¬ные птицы, звери, кукольные головки, расписываемые «под натуру».
На основе изучения и анализа большого исторического и фактического мате-риала, связанного с развитием гжельского керамического района на протяжении XVII-XIX веков, проведенных А. Б. Салтыковым, известным ученым в области декоративно-прикладного искусства и художественной керамики, лаборатория керамики института (художники А. Николаев, Л.Шушканова, Н. Бессарабова) работала над расширением и улучшением ассортимента изделий артели «Ху-дожественная керамика». Особенно много и плодотворно этим занималась ху-дожница Н. И. Бессарабова под руководством А. Б. Салтыкова.
Глубоко изучив материалы по Гжели, Н. Бессарабова сделала огромное ко-личество зарисовок, эскизов с лучших образцов гжельской керамики из собрания Государственного Исторического музея — наиболее значительного среди музей¬ных коллекций страны.
Эксперименты института восприняли на промысле с энтузиазмом. С 1945 по 1955 год Н. Бессарабова разработала немало образцов изделий для гжельской артели. Основой послужила подглазурная кистевая кобальтовая роспись на полуфаянсе. Синяя скоропись полуфаянса привлекала своей декоративностью, разнообразием орнаментальных мотивов и приемов росписи, относительной не¬сложностью способов нанесения кистевого мазка, выполняемого одним цветом. Последнее обстоятельство сыграло немаловажную роль в выборе одноцветной кобальтовой росписи из-за ограниченных возможностей производства в трудные послевоенные годы. Работу по восстановлению промысла предполагалось в дальнейшем продолжить, используя богатейшие традиции гжельской майолики и фарфора.

Статья

Сейчас, как много лет назад гжельские изделия в полной мере востребованы. Богата история Гжельского народного промысла не только событиями, связанными с формированием одними из первых в России керамических производств, но и с популяризацией художественных изделий из керамики в бытовых условиях, в масштабах страны. Изделия отражают в своих формах народные, мифологические и природные художественные образы, тем самым вносят в предметную среду потребителя эстетическое начало, соединяя человеческий быт и гармоническую целостность. История гжельского фарфора уходит в те далёкие времена, когда в XVII веке стали вывозить здешние отличные глины для производства различной посуды. Возили глину и в Москву, здесь делали из неё особую "алхимическую" посуду для царской аптеки. В то время гжельские гончары умели изготавливать отличную черепицу, кирпич, различную гончарную посуду. Вся эта продукция легко находила себе покупателей, и главный центр сбыта продукции находился рядом в Москве, что способствовало развитию промысла. Земля в Гжели были богаты глинами и то, что кругом были леса и дров для обжига гончарных изделий было сколько угодно. Гончары жили лучше остальных местных жителей, которые занимались только сельским хозяйством, поскольку земли в здешних местах были бедные, неплодородные. Во второй половине XVIII века московский купец Афанасий Гребенщиков построил один из первых русских керамических заводов, где делали разнообразную посуду из майолики. Глину для производства привозили из Гжели, там же нанимал рабочих, потому что всем было известно, какие они отличные гончары. Гжельские мастера тоже многому научились, пока работали у Гребенщикова. Свои знания и опыт они принесли обратно в Гжель. Скоро многие гжельские гончарные мастерские, мелкие заводики развернули майоликовое производство. И уже в эти годы начал складываться тот национальный характер русской керамики, с которым мы можем познакомиться в лучших работах современных мастеров этого промысла. Победа над французами способствовала развитию промысла. Гончарные изделия украшались фигурками военных, было создано большое количество жанровых сценок мелкой пластики на военную тему. Национальный подъем, вызванный Отечественной войной 1812 года, а с другой – разорение французами многих керамических предприятий также спо¬собствовали развитию этой отрасли производства. [9, 10] Так же гжельские майоликовые изделия украшались разноцветной росписью. Очень часто в основе росписи был растительный цветочный орнамент, обрамленный геометрическим узором. Нередко на изделиях делали надписи, ставили даты, изображали сказочные пейзажи, птиц, животных. К концу XVIII века майоликовое производство в Гжели начинает угасать. В моде стал фаворитом английский фаянс с печатным рисунком, который стоил сравнительно недорого и гжельские фабрики переориентировались на производство фаянса, и полуфаянса. XIX века ознаменовался выделкой полуфаянса с характерной синей кобальтовой росписью по белому фону. Можно сказать, что тогда и зародился Гжельский стиль. Эволюция керамики не стояла на месте и развитие технологий, освоение новых залежей глин, умение и стремление подражать западно-европейским и китайским образцам способствовало открытию рецептов тонкого полуфаянса и впоследствии фарфора. Нельзя не отметить, что в жизни России XIX века ог¬ромную роль играли трактиры. Только в Москве 1840-х годов их насчитывалось более трехсот . Эти заведения нуж¬дались в большом количестве столовой и чайной посуды. Гжель как раз и явилась одним из главных поставщиков трактирной посуды. В 1918 г. были национали¬зированы все сохранившиеся в Гжели к началу века предприя¬тия по керамике. Трудно возрождалась кера¬мическая промышленность. К 1925 г. в Гжели работали 6 государственных заводов и более 30 частных мел¬ких фарфоро-гончарных ма¬стерских. В период НЭПа бывшие гжельские заводчики стали арен-довать принадлежавшие им ра¬нее заведения и использовать наемный труд. Люди шли на все, так как работы не хватало, надо было кормить семьи. В большинстве своем мелкие предприниматели выпускали антихудожест¬венную продукцию из слабо обожженной глины, с холодной росписью: глиняные игрушки, копилки, кошечек с бантиками, зайцев с морковками и прочее. В конце 1920 — начале 1930-х годов начали возникать артели по выпуску художественной керамики, в том числе «Художественная керамика», выпускавшую художественный фарфор. Артель «Художественная керамика» имела ряд преимуществ: квалифицированные кадры потомственных мастеров, четкую организационную структуру, опытных руководителей. Деятельность артели постепенно расширя¬лась, росли объемы производства, ассортимент, повышались квалификация и мастерство. Но художественная сторона изделий долгое время оставалась на низком уровне. До войны артель выпускала вазочки, бокалы, кружки, скульптуру, во многом подражая старым представлениям. Изделия оформлялись нисходящим крытьем голубых, зеленых, розовых тонов окисью металлов. В скульптуре преобладали натуралистически выполнен¬ные птицы, звери, кукольные головки, расписываемые «под натуру». На основе изучения и анализа большого исторического и фактического мате-риала, связанного с развитием гжельского керамического района на протяжении XVII-XIX веков, проведенных А. Б. Салтыковым, известным ученым в области декоративно-прикладного искусства и художественной керамики, лаборатория керамики института (художники А. Николаев, Л.Шушканова, Н. Бессарабова) работала над расширением и улучшением ассортимента изделий артели «Ху-дожественная керамика». Особенно много и плодотворно этим занималась ху-дожница Н. И. Бессарабова под руководством А. Б. Салтыкова. Глубоко изучив материалы по Гжели, Н. Бессарабова сделала огромное ко-личество зарисовок, эскизов с лучших образцов гжельской керамики из собрания Государственного Исторического музея — наиболее значительного среди музей¬ных коллекций страны. Эксперименты института восприняли на промысле с энтузиазмом. С 1945 по 1955 год Н. Бессарабова разработала немало образцов изделий для гжельской артели. Основой послужила подглазурная кистевая кобальтовая роспись на полуфаянсе. Синяя скоропись полуфаянса привлекала своей декоративностью, разнообразием орнаментальных мотивов и приемов росписи, относительной не¬сложностью способов нанесения кистевого мазка, выполняемого одним цветом. Последнее обстоятельство сыграло немаловажную роль в выборе одноцветной кобальтовой росписи из-за ограниченных возможностей производства в трудные послевоенные годы. Работу по восстановлению промысла предполагалось в дальнейшем продолжить, используя богатейшие традиции гжельской майолики и фарфора.